ОТ АВТОРА: Хамить в ответ воспитание не позволяет. Пройти полчаса быстрым шагом после того, как испытали описанное, время не позволяет. Забыть и переключить свое внимание не позволяет обида. И идет человек дальше, проживает этот единственный и неповторимый день своей жизни, стреноженный не-позволением.
Давайте окунемся в мир детских ограничений и взрослых требований: «Ах ты! Нельзя кусаться!», «Не кричи, тетя рассердится», «Не груби взрослым». «Будь послушным, тихим, незаметным, пожалуйста!» «Мне, твоему родителю, страшно, я боюсь, что ты продолжишь делать мне больно, кусая грудь, вместо того, чтобы сосать молоко». «Мне неудобно перед окружающими за то, что ты так громко кричишь». «Я не знаю, что делать, когда ты вместо послушания, кричишь на меня» «Мне стыдно перед твоей учительницей, когда она на тебя жалуется». «Я чувствую себя беспомощной, когда ты делаешь не то, что я ожидаю»
Гнев попадает под запрет первым, вместе с любым проявлением агрессии.
Однако, без обучения сдерживанию агрессии, управлению гневом, невозможно научить человека жить среди людей. А жить без людей он не сможет.
Вот и получается, что вместо трудного обучения управлять эмоцией гнева, взрослому проще запретить, пока это во власти родителя. Никто, как правило, не задумывается, что ребенка надо учить распознавать гнев, выражать его, не разрушая отношения, проживать гнев внутри себя, не разрушая и себя тоже.
В этой главе дан самый легкий пример запрещенного гнева — гнев в общественных местах. Который, вместо того чтобы служить энергетической батарейкой, сигнальной системой несоответствия происходящего своей картине мира (согласно природному предназначению), превращается в нечто, разъедающее человека изнутри.
Вам нахамили. Человек, который обязан что-то сделать для вас по должностной инструкции, продать или просто показать вещь, оформить документ, предоставить информацию и т.п.. Адреналин в кровь. Краска в лицо. Дыхание изменяется. Руки начинают подрагивать.
Хамить в ответ воспитание не позволяет. Пройти полчаса быстрым шагом после того, как испытали описанное, время не позволяет. Забыть и переключить свое внимание не позволяет обида.
И идет человек дальше, проживает этот единственный и неповторимый день своей жизни, стреноженный не-позволением.
А усталость накатывает неотвратимо после того, как адреналин медленно просочился в кровь сквозь события дня. Перегретая нервная система теряет способность различать нюансы красок, оттенков интонации, воспринимая внешнее серо-серым.
Практики для проживания такого гнева.
Первая практика. Воспитание не позволяет? Хорошо, пусть так, но воспитание не так влиятельно предписывает вам, что делать, когда вы один. Найдите место, где вас никто не слышит. И скажите все, что вы думаете, обращаясь к тому, кому вы не смогли выразить возмущение (или смогли, но могли бы подобрать лучше слова, ответить язвительнее и мощнее — так подберите их сейчас!). И продолжайте произносить свой монолог, доводя аргументы до абсурда, до многократного увольнения обидевшего, до казни его/ее на гильотине, — пока не рассмеетесь. Это станет сигналом, что тело переработало гнев и может уже самостоятельно сбросить напряжение.
Вторая практика — быстрая ходьба. Считайте, что автобус опоздал, в метро встали поезда, перерыли улицу, и пришлось обходить через два квартала. Это вам аргументы, чтобы время не могло запретить телу переработать адреналин агрессии.
Обида не позволяет забыть и идти дальше? Ни говорить негде (сочтут за сумасшедшего), ни быстрым шагом пройти полчаса негде (дождь, снег, толпа людей, встреча через 15 минут, и никуда не деться). Остановитесь. Задумчиво помотрите на телефон, включать экран не обязательно. Дайте название своей обиде или даже имя. Придумайте ей фамилию. Титул. Регалии. Пообещайте дары (перечислите их) и награды. Ну как? Уже должно стать легче дышать, и плечи расслабляются…
Две следующие главы посвящены тоже гневу: «Изволите гневаться, раз, изволите гневаться, два, изволите гневаться, три – табу на себя отомри».
Вопросы о книге (полная версия «Без психолога: самоучитель по бережному обращению с собой» есть на ЛитРес, часть бумажного тиража — у меня), о практических заданиях к главам, о работе психолога и моей в частности — пишите в комментариях и в личных сообщениях.