ОТ АВТОРА: Сейчас — о самом ядовитом гневе. Гневе на себя. Табу по поводу этого гнева на первый взгляд не существует. И этим он коварен. Потому что вместо табу на гнев — нельзя злиться на человека! — создается иллюзия развития и самосовершенствования. Я же не просто так гневаюсь на себя, я так стремлюсь к совершенству!
В прошлой главе было о самом легком гневе — гневе на другого постороннего человека, о гневе, с которым легко согласиться. И легко принять советы, борясь с ним и вредом им ненанесенным, чтобы не тратить много времени и энергии, не расходуя свой ресурс.
Сейчас — о самом ядовитом гневе. Гневе на себя. Табу по поводу этого гнева на первый взгляд не существует. И этим он коварен. Потому что вместо табу на гнев — нельзя злиться на человека! — создается иллюзия развития и самосовершенствования. Я же не просто так гневаюсь на себя, я так стремлюсь к совершенству!
Ядовитость гнева на себя не беспричинна.
Я на себя гневаюсь, —а значит ищу способ себя наказать. Голоданием и обжорством, усталостью и лишенностью секса, чувством вины и хлыстом требования от себя пятерок за каждый чих своей жизни. Я наказываю себя и разрушаю свой дом — тело. И злюсь уже на полноту, подскоки давления, беспомощность и возраст. Свои. То есть снова на себя. Ядовитее трудно представить.
Гневаюсь я на того, другого, на ком нельзя вымещать гнев (об особенности гнева на близкого я расскажу в следующей главе). Но раз нельзя, а гнев запущен, энергия есть, то куда-то это надо обратить. Ближе всего — я сам/а. Вот я разворачиваюсь в прыжке н и вонзаю стрелу гнева в себя. См. п. 1.
Вы, конечно, помните, что в этом самоучителе мы разбираемся, как принять и жить с тем, что есть в самом себе. Мы не ищем, как от чего-то избавиться. Поэтому и практики для работы с гневом на себя будут не о том, как перестать злиться. А о том, как стать в собственной гневливости профессионалом и получать удовольствие и пользу.
Надеюсь, вы уже натренировали свою способность наблюдать за собой с начала книги. И она, в который раз, вам понадобится.
Оговорюсь — начинается очень непростая работа. Возможно, я ошибаюсь, считая, что человек может сделать ее сам. Возможно, для этой работы необходим другой человек. Но это не точно.
Практика
Напишите, за что вы на себя злитесь. Обычно. Да-да, уверена, что есть постоянный, кочующий из года в год с вами список того, за что вы на себя негодуете.
Написали? Теперь произнесите этот упрек вслух. Запишите отдельно в колонке каждое произнесенное слово. Внутренняя речь не равна тому, как мы говорим вслух. Поэтому — запишите, как прозвучал голосом каждый из упреков.
Самые простые упреки — те, от которых при произнесении вслух вы рассмеялись. В этот момент чары ядовитого гнева на себя рассыпаются.
Трудные — другие, от которых на душе становится тяжело, или краска в щеки — стыдно.
А теперь напишите слова расколдовывающие. «Я разрешаю тебе…» Не «себе» (!), а тебе, обращаясь как будто к другому человеку. И разрешите таким образом себе каждый из пунктов своего списка.
Там, где это получилось, повторите несколько раз. И после этого скажите уже от первого лица — «Я могу делать так… Это часть меня. И я это в себе ценю».
На трех примерах покажу, как это работает.
Предположим, человек написал в списке: 1) Никак не могу похудеть, 2) Кричу на людей, 3) Мало зарабатываю денег. Извините, если попала в ваши пункты. Извините, если не попала.
Первый шаг, список, — есть.
Второй шаг — вслух сказать упрек и написать.
1. «Ах ты ж, безвольное чудовище, ешь как не в себя!» 2. «Ну и зачем я вечно кричу на людей, которые глупы, что с них спросить?!» 3. «Нищеброд, другие вон сколько зарабатывают, а я вечно без денег»
Предположим, что на втором пункте человек рассмеялся и тем самым разрешил себе глупых назвать дураками, и не корить себя за то, что это кому-то не нравится. Изменится ли при этом его внешнее поведение? Не знаю. Может и не изменится. Но, возможно, он станет по-другому к себе относиться после крика, и не перепутает «глупость» других с укором себе.
Третий шаг — разрешить себе делать то, что запрещено упреком из первой колонки, как будто другому человеку. Вслух, громко. Несколько раз. Наблюдая, что происходит с эмоциями, и какие чувства возникают.
1. Я разрешаю тебе есть так, как тебе хочется. Получать от этого удовольствие и радость. Быть таким, какой ты есть.
3. Я разрешаю тебе быть собой, для которого гораздо важнее в этой жизни другое, а не деньги. Я разрешаю тебе быть собой.
Четвертый шаг. Сформулируйте свой выбор в тех ситуациях, когда внутри звучит привычный упрек.
1.Я могу выбирать сам, что мне есть и сколько. Я знаю, для чего я ем. Я пользуюсь едой для удовольствия, спокойствия, радости. Я в этом профессионал.
2. Я могу выбирать, как мне реагировать на других людей. В каких случаях использовать крик. И я знаю, как его применять.
3. Я могу решать, на что мне тратить мои силы и время. Какую часть своего усилия отдавать для денег. И я оставляю за собой право это решать.
Уважаемые коллеги-психологи, которые читают этот текст. Я понимаю, что наивно думать, что тремя фразами можно заменить терапию пищевого поведения или корректировку поведенческих шаблонов. Но самоучитель и не претендует на сертификацию в качестве психолога – наша с вами работа помогает добиться результатов через время и усилия во время сессий. Этого чтение книги не заменит. Но самоучитель поддержит, даст повод подумать, намекнет, что проанализировать человеку, который не пришел к очной работе с психологом.
Дорогой читатель, коллеги-психологи будут правы в одном: если эти упражнения оказались совершенно невозможны для исполнения, все внутри восстает, чтобы подобное проделать, есть повод «сделать невиданное», то есть дойти до живого психолога. Может не сейчас. Когда-нибудь. Когда не получится сделать упражнения ни с первого, ни со второго, ни с третьего подхода, а желание их сделать или разобраться с темой — останется.
Вопросы о книге (полная версия «Без психолога: самоучитель по бережному обращению с собой» есть на ЛитРес, часть бумажного тиража — у меня), о практических заданиях к главам, о работе психолога и моей в частности — пишите в комментариях и в личных сообщениях.