Авг 192020
 

ОТ АВТОРА: Сделайте паузу. И через пару часов перечитайте. Найдите, чем вы себя, испытывая стыд, раните. Какие слова или мысли, или оценки работают как хлыст для одергивания себя или другого. Изучите их.

Опаленные стыдом – это все мы. Суть этого чувства — резкое ощущение дискомфорта, прилив крови к поверхности кожи лица, задержка дыхания. Получается, что по мере написания самоучителя я перехожу от отдельных эмоций (гнев, страх, печаль, радость, отвращение) к чувствам. Чувства совмещают в себе сразу несколько эмоций, это коктейль с разным составом.

Тот же стыд может быть радостным смущением — в таком больше радости, есть немного страха (вдруг неправда, вдруг сочтут смешным), возможно есть капля печали о том, что все проходит.

Совсем иной стыд, когда значимый для тебя человек, начинает прилюдно отчитывать. В таком стыде основа коктейля — гнев, который приходится сдерживать, страх и отвращение, все в разных пропорциях.

А бывает стыд, возникающий от собственных мыслей. Он переживается так же ярко, как от упрека извне. Он коварен, потому что блокирует действия и не позволяет проверить, а соответствуют ли мысли реальности. На упрек другому можно ответить, обидеться, разозлиться. На упрек самому себе можно только переживать, страдать, мучиться, терять силы и сон.

Мы с вами выяснили, что все, что есть в человеке, имеет ценность и смысл. В чем же ценность и смысл стыда?

В гештальт-подходе стыд считают сигналом расхождения своего представления о чем-то и реального проявления этого. Расхождение образа и факта. Это может касаться образа мира. Например, есть у вас образ того, что руководитель должен знать все технические детали проекта, а вы вдруг слышите, как руководитель говорит явную ерунду. И стыдно. За него. Но стыд испытываете вы.

Еще острее стыд проявляется при расхождении образа себя и реального проявления себя. Например, у вас есть представление, что мужчина/женщина вашего возраста и статуса всегда ведут себя прилично, не визжат от страха или не матерятся при женщинах. А тут вдруг мышь пробегает или молоток падает на ногу – и вы вскакиваете на стул, кричите от испуга или изрекаете нецензурную фразу. Стыдно. Мягкий стыд в виде смущения — это когда вы, такой солидный и циничный (образ), в состоянии влюбленности ведете себя как наивный юноша. Смущаетесь… Иногда, увы, сразу за этим злитесь… Ну да это уже слишком сложно, не будем.

Вернемся к расхождению образа и реальности. Когда это происходит в мыслях (третья из описанных версий стыда), расхождение тоже мысленное. Проверить это расхождение нельзя, потому что в реальности вы действий не совершаете. А значит, не последует отклика, реакции извне, действительно вы делаете что-то не так или нет. Вы только мысленно реагируете на что-то в своих чувствах, способе поведения или … самих мыслях. И продолжаете терпеть стыд внутри себя, вместо того, чтобы выйти на контакт с реальностью.

Еще более ядовит стыд за прошлые свои действия, когда при каждом воспоминании о событии в прошлом вы мысленно заливаетесь стыдом. Представляете, сколько сил и внимания это оттягивает от настоящего момента? Вместо жизни сейчас, ощущения нюансов, эмоций на происходящее сейчас — вы погружаетесь в застывшее воспоминание о прошлом, окуная себя в бурлящий в настоящем коктейль чувств по поводу того, чего не существует уже давно. Сколько? Месяц, год, десять лет?

Продолжаем эксперимент. Сегодня практика — наблюдать свой стыд. Запишите самый острый эпизод, когда вы испытывали стыд. Где это происходило. Какие действия людей вы наблюдали. Какие действия делали сами. Как можно более подробно опишите в деталях ситуацию. Сделайте паузу (то есть отложите написанное на некоторое время).

Теперь самое интересное. Разделите лист пополам. Слева опишите те образы, которые у вас были в воображении до начала «стыдной» ситуации. Образ себя, образы других участников, образ самого события. Уточните, как все должно было бы происходить в идеальном варианте, как можно подробнее по возможности. Хотя вы заметите, что образы грешат отсутствием подробностей. Они больше похожи на крупные мазки фразами, похожими на лозунги.

Справа опишите, чем реальность разошлась с образом. Не жалейте прилагательных, оценочных слов и деталей.

Сделайте паузу. И через пару часов перечитайте. Найдите, чем вы себя, испытывая стыд, раните. Какие слова или мысли, или оценки работают как хлыст для одергивания себя или другого. Изучите их.

Результатом практики станет то, что вы начнете видеть механизм. Вы поймете, какая шестеренка цепляет какую. И у вас появится инструмент для настройки — как вы хотите, чтобы шестеренки работали. Вы сможете выбирать – как относиться к себе, другим и событию.

Вопросы о книге (полная версия «Без психолога: самоучитель по бережному обращению с собой» есть на ЛитРес, часть бумажного тиража — у меня), о практических заданиях к главам, о работе психолога и моей в частности — пишите в комментариях и в личных сообщениях.

Иллюстрации Кира Каширина.

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(required)

(required)