ОТ АВТОРА: Если игнорировать, что у любого творения — написанного текста, приготовленного борща, рожденного ребенка — есть своя собственная линия развития, то теряешь контакт с реальностью.
Всемогущество, казалось бы, такая удобная штука. Сформулировал цель, составил план, обеспечил ресурсы, выдержал график, насладился результатом. Вот только «как все просто удается/ на словах и на бумаге,/ как легко на гладкой карте/ стрелку прочертить. А потом идти придется/ через горы и овраги, /так что прежде, человечек, / выучись ходить…» («Точка, точка, запятая», Юлий Ким, Геннадий Гладков)
Из-за того, что людям все время твердят, навязывают идею, что поставить и достичь цель просто, и это обязательно надо делать, создается впечатление, что все в руках человека. И цель, и план, и выполнение плана. Что вы можете все сделать, как задумали. А раз можете — то и должны.
Вот тут-то начинаются одновременно очень разные истории. С одной стороны, все верно: важно уметь понимать, чего ты хочешь, и претворять в жизнь свои задумки. Для этого надо научиться планировать и контролировать. Добиваться и преодолевать. Прикладывать усилия и стараться.
С другой стороны, чрезмерная уверенность, что все зависит от тебя самого, превращает человека в вечного должника и двоечника. Может и не всегда двоечника, не выполнившего задуманное, но в человека с постоянным страхом стать двоечником.
Я сторонница убеждения, что человек счастлив, когда он автор того, что с ним происходит. Но даже писателю, создателю собственного текста, не дана полная власть над персонажем, если он, конечно, автор, а не диктатор или тюремщик.
Хочу здесь привести отрывок из воспоминаний Татьяны Львовны Сухотиной-Толстой.
«И он (отец, Лев Толстой) мне рассказал забавный случай из жизни Пушкина, о котором ему поведала его друг княгиня Мещерская. Однажды Пушкин поведал княгине: „Представьте себе, что сделала моя Татьяна? Она отказала Онегину. Этого я от нее никак не ожидал“.
— Так вот, — заметил отец, — когда персонаж создан писателем, он начинает жить своей собственной жизнью, независимой от воли автора. Автору остается только следовать его характеру. Вот почему моя Катюша и пушкинская Татьяна поступают согласно своей, а не авторской воле».
Если игнорировать, что у любого творения — от написанного текста через приготовленный борщ до рожденного ребенка — есть своя собственная линия развития (по сути — воля, как ни смешно это звучит про борщ), то теряешь контакт с реальностью.
Теряешь и превращаешься в контролера, всегда за все отвечающего. Ведь если бы вы сделали все правильно, все получилось бы так, как вы хотели. Ах, не успели, устали, забыли? Ах, не знали, что именно хотели? И вина спеленывает, а стыд-хлыст подгоняет стараться больше.
Вирус господобожия коварен, он делает из живого человека, части живого мира того, кто отвечает за все происходящее лично. Кто обязан стараться изо всех сил, чтобы было хорошо. Странно, правда? Всемогущество приписывается богам, и при этом тут же предписывается, как именно они должны были все устроить. Противоречие, однако, какое же это «всемогущество»…
Практика. Вспомните, что вам предстоит сделать в ближайшее время. Разделите лист на четыре колонки (альбомная раскладка). Перечислите шаги от задумки до результата. Напишите их в столбик в левой стороне листа с промежутками между шагами. Теперь, во второй колонке честно напишите на каждом шаге, что зависит от вас лично и ваших усилий. А в третьей, кто и какие факторы могут вмешаться, на что вы повлиять не можете. Отложите лист.
Вернитесь к нему через несколько часов. Посмотрите со стороны на написанное. Если вы поняли основную мысль о вирусе господобожия, вы допишете третью колонку. Если нет – начнёте дописывать вторую. Отложите лист.
Вернитесь к этому листу после окончания дела. В четвертой колонке напишите, как все прошло. Старайтесь записывать факты, а не свои ощущения.
Как бы я хотела поговорить с вами во время и после этого упражнения!
Если на простом примере вам удалось проделать описанную выше практику, вы можете применить его для ситуаций, которые давно требуют решения, но никак не решаются. Выберите сложное для себя дело — то, что не никак не делаете, но продолжаете хотеть сделать. Или проект, который считаете невозможным для реализации. Поговорите с собой с помощью четырех колонок. Это упражнение поможет найти верную точку приложения ваших усилий, и позволит найти ресурс для выполнения долго откладываемого. Или же даст вам силы отменить то, что не зависит от ваших усилий. Сохранив вам время и ресурс.
Вопросы о книге (полная версия «Без психолога: самоучитель по бережному обращению с собой» есть на ЛитРес, часть бумажного тиража — у меня), о практических заданиях к главам, о работе психолога и моей в частности — пишите в комментариях и в личных сообщениях.
Иллюстрации Кира Каширина.