ДОЛГОСРОЧНАЯ ТЕРАПИЯ — полгода, год, больше.
Когда искренне надоело ходить по кругу. Когда перестало радовать то, что радовало дальше. Когда устал/а от того, что начинает болеть в прямом или переносном смысле при сказанных кем-то словах или совершенных поступках. Когда ты вкладываешь много усилий, а получаешь странный результат. Когда утомился/лась стесняться или стыдиться самого/самой себя. Когда те, в кого влюбляешься, сначала неуловимо, потом очевидно похожи друг на друга и сюжет повторяется. Когда уже третий работодатель почему-то не ценит. Когда каждая работа, которую находишь, оказывается неблагодарной. Когда так хочется любить, а некого или за любовь приходится отдавать себя. Когда все много раз продумано, но ничего не меняется. Когда…
Можно еще много перечислить вариантов «когда…» Потому что запросов для работы с психологом может быть столько, сколько людей на земле. И каждый уникален, неповторим.
Чем может быть полезна психология в этом виде.
Первое и самое очевидное — в такой работе ты получаешь собеседника. Который работает на тебя. Который может выслушать все, в том числе и про то, как ты его ненавидишь, если вдруг испытаешь такое, а ты получишь опыт ощущения и сообщения другому и таких сильных чувствах. И увидишь воочию, что от твоих слов другой человек не рассыпается. Собеседника, который заинтересован в том, чтобы слушать тебя, а не рассказать о себе, как часто бывает в обычном общении. Собеседника, который обучен не путать, где то, что сказал/а ты, а где его собственные ощущения, мысли и чувства.
Второе. Отношения с психологом, еще говорят с терапевтом, пожалуйста, не путай с медицинским смыслом слова «терапевт», как одной из медицинских специализаций.
Да, отвлекусь от повествования для совершенно необходимой информации. В России диплом, специализацию, документ о специальности «психотерапевт» может получить только человек с медицинским образованием. Так исторически сложилось. Сначала медицинский вуз, потом специализация «психиатрия», потом только, дополнением к перечисленному психотерапия. Поэтому называться психотерапевтом не имеет права не врач по диплому. Но есть путаница с историей развития психотерапии на западе. Путаница несколько занятная, потому что само направление психотерапии, в основном, формировалось за пределами России. Среди классиков психотерапии, которых переводят , изучают, сдают на экзаменах медиков не так уж и много. В переводимых работах психотерапией называется не только, и не столько медицинская деятельность. Тем не менее, работа с психологом — это работа со специалистом, который не ставит диагнозы, не выписывает медикаменты. Есть также некоторые термины, пытающиеся обозначить специалистов, работающих уже в конкретном направлении, в рамках конкретной школы: психоаналитик, гештальт-терапевт, онтопсихолог и так далее. Все, о чем пишу я в самоучителе — про работу с психологом, без диагнозов и медикаментов. В рамках того, что профессионально могу и делаю я сама, не медик по образованию.
Итак, второе. Отношения с психологом, которыми может быть полезен этот вид. Человек проявляет себя через отношения с другими людьми. Вне зависимости от того, насколько у него/нее есть потребность в общении. В отношениях с другими людьми образуется система, которую можно назвать просто — жизнь конкретного человека. И если самого человека эта система не устраивает, то стоит проанализировать отношения. Вот тут-то кабинет психолога и становится лабораторией. Как человек изучает нового человека в своей жизни. Как формирует доверие или недоверие. Какие ожидания возлагает. Как реагирует на то, что ожидание оправданы или не оправданы. Как решается или не решается говорить об отношениях. Что делает, когда назревает конфликт: молчит, избегает, пропуская назначенную встречу, обижается, ждет, что угадают, как надо поступить и так далее. Психолог порой тот самый человек, с которым можно попробовать то, на что никогда не отваживался в реальной жизни — сказать «нет», выразить возмущение, потребовать создать правила общения и многое другое.
Третье. Через психолога можно соотнести себя с тем, что человечество изучило про людей. То, что мы уже обсуждали — получить информацию, приложенную к конкретному опыту. Узнать про свою уникальные ситуации, как их описывает теория, какие бывают последствия, как могут развиваться события. И, что самое главное, можно в рамках этой теории экспериментировать. Например, теория гласит, что одной из самых табуированных эмоций с детства является гнев. И ты обнаруживаешь, что ты в своей взрослой жизни не только гнев сдерживаешь, а еще и наказываешь себя за то, что рассердился. Во время сессии ты можешь в эксперименте, частично похожем на игру, допустить гнев — испытать его, не захлебываясь мгновенно чувством вины, выразить, побив подушку, прожить, высказав замещающему предмету все, чтоне мог/ла высказать в реальности. Вроде бы и наедине с собой такое можно сделать. Но на практике — наедине с собой трудно, ведь нет навыка, страшновато, есть ты сам, который запрещает чувствовать и выражать гнев, да и чем и как завершить такой эксперимент непонятно. Психолог же — это другой человек, который берет на себя ответственность за безопасность происходящего с тобой в его присутствии. Тот, кто создает условия для проживания невозможного в реальной жизни, за пределами кабинета и отношений с психологом.
Резюмируя. Этот вид использования психологии позволяет прожить значимую часть жизни в сознательно изменяемых твоим выбором специалиста условиях. И ты получаешь шанс сделать это не так, как ты делал/а обычно. Если в жизни у всего есть исторически сложившиеся причины, то работу с психологом выбираешь ты осознанно, и получаешь пространство для изучения себя, экспериментов с собой привычным и собой новым, для получения того, что пока не получаешь в обычной своей жизни — принятия тебя таким/такой как ты есть.
Чем не может помочь этот вид
Первое — он не отменит необходимость проживать те или иные эмоции столько времени, сколько потребуется для проживания.
Второе — не сделает мир безоблачным.
Третье — не избавит тебя от ответственности за твои выборы и решения, хотя и даст ресурс выбирать, какую ответственность принять, и силы на лично твои решения.
Что помнить во время использования
Отношения с психологом — это лаборатория.
Как и в любой лаборатории в них требуется отсутствие помех, примесей и тому подобного. Поэтому со своим психологом отношения должны существовать только внутри терапии, совместной работы. Быть тебе психологом для долгосрочной терапии не может ни друг, ни приятель твоей родственницы, ни дальний родственник, великий специалист, ни бывшая девушка твоего бывшего друга. Да, выбирая психолога для долгосрочной терапии надо исключить все иные варианты отношений. Еще называют это — избежать пересечения контекстов.
Так же и во время работы. Когда возникает доверие, когда вместе прожито столько для тебя важного, очень хочется ввести психолога в круг своих друзей, развить и закрепить эти отношения другими связями. Но нет. Даже после окончания терапии, совместной работы должно пройти немало времени, чтобы общаться со своим психологом как просто с человеком. Немало — это от года. Это порой досадно, это огорчает. Но во время работы ты как раз и дорастаешь от детского желания забрать себе все классные игрушки, через умение расставаться и завершать отношения, до взрослого осознания конечности любого живого процесса. И учишься заканчивать с благодарностью одно, чтобы быть свободным начинать другое.
Поэтому стоит помнить еще одно правило. Если ты завершаешь работу с психологом, по любой причине, последняя встреча обязательна. Чтобы досказать недосказанное, чтобы выразить свое и принять то, что скажет тебе другой, чтобы не тянуть за собой незаконченное, а спокойно поставив точку, идти дальше.