«Ах ты! Нельзя кусаться!», «Не кричи, тетя рассердится», «Не груби взрослым».
Будь послушным, тихим, незаметным, пожалуйста! А то мне, твоему родителю, страшно, я боюсь, что ты продолжишь делать мне больно, кусая грудь, вместо того, чтобы сосать молоко. Мне неудобно перед окружающими за то, что ты так громко кричишь. Мне стыдно перед твоей учительницей, когда она на тебя жалуется.
Без обучения сдерживанию агрессии, управлению гневом, невозможно научить человека жить среди людей. А жить без людей он не сможет.
Так и получается, что самым табуированным, запретным чувством, эмоцией становится гнев. Никто, как правило, не задумывается, чтобы учить ребенка узнавать гнев, выражать гнев, не разрушая отношения, проживать гнев внутри себя.
В этой главе — самый легкий пример запрещенного гнева. Который, вместо того чтобы служить энергетической батарейкой, сигнальной системой несоответствия происходящего своей картине мира (согласно природному предназначению), превращается в нечто, разъедающее человека изнутри.
Вам нахамили. В общественном месте, человек, который обязан по должностной инструкции, сделать для вас действия. Продать или просто показать вещь, оформить документ, предоставить информацию (подставь нужное). Адреналин в кровь. Краска в лицо. Дыхание изменяется. Руки начинают подрагивать.
Хамить в ответ воспитание не позволяет. Пройти полчаса быстрым шагом после того, как испытали описанное, время не позволяет. Забыть и переключить свое внимание не позволяет обида.
И идет дальше в своем единственном и неповторимом дне человек, спеленутый не-позволением.
А усталость после того, как медленно просочился сквозь события дня адреналин, накатывает неотвратимо. Перегретая нервная система теряет способность различать нюансы красок, оттенков интонации, воспринимая внешнее серо-серым.
Практики для проживания такого гнева.
Воспитание не позволяет? Ок, воспитание ничего не предписывает тебе, когда ты без слушателей. Найди место, где тебя никто не слышит. И скажи все, что ты думаешь, обращаясь к тому, кому ты не смог выразить возмущение (или смог, но мог бы подобрать лучше слова, ответить язвительнее и мощнее — так подбери сейчас!). И продолжай говорить свой монолог, доводя аргументы до абсурда, гильотины и сто-раз-подряд позорного увольнения обидевшего — пока не рассмеешься. Это станет сигналом, что тело переработало гнев, и может уже самостоятельно сбросить напряжение.
Быстрая ходьба. Считай, что автобус опоздал, в метро встали поезда, перерыли улицу и пришлось обходить через два квартала. Это тебе аргументы, чтобы время не могло запретить телу переработать адреналин.
Обида не позволяет забыть и идти дальше? Ни говорить негде (сочтут за сумасшедшего), ни быстрым шагом пройти полчаса негде (дождь, снег, толпа людей, встреча через 15 минут и никуда не деться). Остановись. Задумчиво смотри в телефон, включать экран не обязательно. Дай название своей обиде, имя. Придумай ей фамилию. Титул. Регалии. Пообещай дары (перечисли) и награды. Ну как? Уже должно начать дышаться легче, и плечи расслабляются…
Два и три про гнев — будут дальше, продолжая «раз».