Это все мы. Ну не так, чтобы навсегда и целиком. Но суть этого чувства — резкое ощущение дискомфорта, прилив крови к поверхности кожи лица, затаивание дыхания. Получается, что по мере написания самоучителя я перехожу от отдельных эмоций (гнев, страх, печаль, радость, отвращение) к чувствам. Чувства совмещают в себе сразу несколько эмоций, это коктейль с разным составом.
Тот же стыд может быть радостным смущением — в таком больше радости, есть немного страха (вдруг неправда, вдруг сочтут смешным), возможно есть капля печали о том, что все проходит. Совсем иной стыд, когда прилюдно значимый для тебя человек, начинает отчитывать. В таком стыде основа коктейля гнев, который приходится сдерживать, страх и отвращение, в разных пропорциях.
Третья из бесчисленных вариаций стыда версия — когда во внешнем мире ничего не происходит, одни только мысли в собственной голове. Но от мыслей чувство стыда нисколько не меньше. Тем коварнее третья версия, что стыд от мыслей блокирует действия. И нет возможности проверить реальность — стыдно. А переживать, страдать, мучиться, терять силы и сон происходит в реальном состоянии реального человека.
Мы договаривались, что все, что есть в человеке, имеет ценность и смысл. В чем же ценность и смысл стыда?
В гештальте стыд считают сигналом расхождения своего представления о чем-то и реального проявления этого. Расхождение образа и факта. Это может касаться образа мира — например, есть у тебя образ того, что руководитель должен знать все технические детали проекта, а вдруг ты слышишь, как руководитель говорит явную ерунду. И стыдно. Но еще острее стыд проявляется при расхождении образа себя и реального проявления себя. То есть в тебе есть представление, что мужчина/женщина твоего возраста и статуса ведут себя прилично, не визжат от страха и не матерятся при женщинах. А тут вдруг мышь пробегает или молоток падает на ногу. Стыдно. Мягкий стыд в виде смущения — это когда ты, такой солидный и циничный (образ), в состоянии влюбленности ведешь себя как дурак наивный. Смущаешься… Иногда, увы, сразу за этим злишься… Ну да это уже слишком сложно, не будем.
Расхождение образа и реальности. Когда этой происходит в мыслях (третья из описанных версий стыда), расхождение тоже мысленное, и проверить его никак не получится, потому что в реальности ты отказываешься от действий. От разговора о своих чувствах, зарплате или гневе. И остаешься терпеть стыд, вместо выхода на контакт с реальностью. Еще ядовитее — стыд за прошлые свои действия, если при каждом воспоминании ты мысленно заливаешься стыдом. Представляешь, сколько сил и внимания это оттягивает от настоящего момента? Вместо жизни сейчас, ощущения нюансов, эмоций на происходящие сейчас события — ты погружаешься в застывший коктейль о прошлом.
Продолжаем эксперимент. Сегодня практика — наблюдать свой стыд. Запиши самый острый эпизод, когда ты испытывал/а стыд. Где это происходило. Какие действия людей ты наблюдал/а. Какие действия делал/а сам/а. Как можно более подробно опиши в деталях ситуацию. Сделай паузу (то есть отложи написанное на некоторое время).
Теперь самое интересное. Раздели лист пополам. Слева опиши тот образ, который у тебя был до начала ситуации. Образ себя, других, события. Как все должно было происходить в идеальном варианте. По возможности подробно. Хотя, ты заметишь, образы грешат отсутствием подробностей. Они больше похожи на крупные мазки фразами, похожими на лозунги.
Справа опиши, чем реальность разошлась с образом. Не жалей прилагательных, оценочных слов и деталей.
Сделай паузу. И через пару часов перечитай. Найди, чем ты себя в стыде ранишь. Какие слова или мысли, или оценки работают как хлыст для одергивания себя или другого. Изучи их.
Результатом — ты начинаешь видеть механизм. Ты понимаешь какая шестеренка цепляет какую. И у тебя появился инструмент для настройки — как ты хочешь, чтобы шестеренки работали. Ты можешь выбирать.