Май 012013
 

«Дорогой, я же просила тебя сделать звук потише!» — «Дорогая, я и так уже убавил его на треть!»

— Вы подготовили вполне приемлемую презентацию. Добавьте побольше фото наших стендов — и будет отлично.

— Коллега, мне надо, чтобы вы реагировали на мои запросы быстрее.

— Дочь, пора уже проводить за компьютером меньше времени, и больше посвящать учебе!

Всем этим фразам не стоило быть произнесенными. Ибо они не ведут ни к какому положительному результату. Хотя, конечно, и у них есть результат-последствие — раздражение участников общения. Взаимное. Потому что упрек высказан, напряжение из-за этого возникло. А никакого решения (разрешения, разрядки) нет.

Это одна из причин, почему люди порой так не любят обсуждать сложные темы. У многих из нас негативный опыт таких попыток создает ощущение бесполезности попытки… А потом начинается коррозия отношений из-за плохих «информационных потоков».

Но — все, что происходит, случается по определенным причинам, и формируется обычным…поведением. Изменение поведения меняет столь многое, что хватает внимания к ОДНОЙ детали порой, чтобы изменилась ВСЯ СИСТЕМА.

Сегодня для обсуждения я взяла примеры с использованием сравнительных слов. Больше-меньше, лучше-хуже, тише-громче, быстрее-медленнее. Эти слова так привычны, что мы перестаем замечать, насколько они пусты. Пусты = не наполнены содержанием, смыслом. Потому что мы все разные, смысл у каждого существует в виде внутренней шкалы, по которой мы измеряем что бы то ни было.

Если в машине уровень звука может изменяться от 0 до 10 (такие вот цифры на рычажке регуляции), то совершенно не обязательно, что у двух пассажиров совпадет уровень «громко» и уровень «тихо». А уж что такое громче-тише — полная загадка. И это — при наличии в реальном мире регулятора громкости с метками от 0 до 10. Каковы же перспективы сравнений относительно того, что не имеет внешней шкалы в принципе (приемлемость презентации, например)? Перспективы, надо сказать, никакие…

Надеюсь, мне удалось сформулировать суть проблемы. Как только проблема сформулирована, обычно, возникает желание срочно получить ответ — и что же делать ))) Не самый качественный путь, но единственно возможный в режиме записок на сайте.

Что делать? (рецепт):

1. Внимательно наблюдать за речью — сначала других людей, потом и за своей. Как только проскакивают сравнительные слова без/до обсуждения шкалы, на которую ориентируются ОБА (все) собеседника, — хотя бы отмечать, что это сейчас происходит. ЦЕЛЬ: Научиться видеть подобное языковое поведение.

2. Замечая за собой подобное поведение, останавливаться и СОЗДАВАТЬ шкалу, относительно которой идет сравнение. Создать шкалу можно не только на основании уже имеющихся измерений (меньше времени за компьютером = не более двух часов в день, больше времени учебе= дополнительные два часа математики в неделю с репетитором или без), но и на «согласованной виртуальной шкале».  В случае с приемлемостью презентации —  оценить ее от 1 до 10, где 1 — «лучше не проводить», а 10 — «тиражировать для всех партнеров», то… ЦЕЛЬ: Получить возможность совместного творчества по улучшению чего бы то ни было.

 Например, сейчас презентацию оценивают один собеседник на 4, автор презентации на 8, а еще один присутсвующий слушатель — на 6. Чтобы от этого упражнения была практическая польза необходимо, чтобы первый и третий высказали конкретные НЕ ВИРТУАЛЬНЫЕ предложения, что с их точки зрения улучшит презентацию до 8-10 баллов этой виртуальной шкалы. Сколько и какие именно фото надо добавить, как отредактировать текст и т.п. Тогда у второго — автора — будет польза от обсуждения — конкретная помощь коллег по доработке презентации. И у всех участников — результат — усовершенствованная презентация. И, что важно не менее, чем совершенная презентация, опыт совместного творчества и получения результата.

3. Готовясь к переговорам узнать принятые собеседниками шкалы и быть готовым обосновать свои. ЦЕЛЬ: Развивать свою способность передавать другим людям свои внутренние шкалы и помогать другим делать то же.

Поведение коварно своей инертностью. Даже заметив то, что нужно изменить, очень непросто начать действовать по-другому. Пытаясь выцепить из речи слова-паразиты приходится смириться с замедлением темпа речи и дополнительным напряжением при разговоре. Но мы можем сделать выбор — лучше молчать, чем говорить бесполезные или вредящие общению слова и фразы.

Тем не менее — есть повод для оптимистичного взгляда. Как только мы, люди, начинаем видеть что-то ранее не замечаемое (использование сравнительных слов без шкал, например), мы не можем не начать менять то, что нам не нравится 🙂 Удачи!

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(required)

(required)