Фев 212021
 

ОТ АВТОРА: Во что играете вы? И играете ли?

Есть разные точки зрения о том, куда девается ребенок, когда человек вырастает. Ну вот тот самый ребенок, который любил дедушку, конфеты и играть в прятки. Некоторые направления наук о человеке почему-то считают, что ребенок превращается во взрослого, и с ним надо обращаться как со взрослым с момента… вот тут показания путаются. То ли с возраста совершеннолетия в 18 лет, то ли со смутного представления об окончательном взрослении (а у кого-то оно не наступает и в 40). Странно это для меня.

Мне ближе теории, которые описывают человека, как совмещающего в себе все проживаемое. Когда на каждом этапе к предыдущему добавляется новое, творчески встраивается и реорганизует всю систему. Но не вычеркивает предыдущие этапы.

А это значит, что тот ребенок, который «конфеты-прятки-дедушка» никуда не делся. Живет себе внутри большого ответственного взрослого, научился не мешать по большей части. Но время от времени скучает.

Потому что основная деятельность ребенка — игра. А многие ли из нас оставили игре место в своей жизни?

Вас не удивляет, с каким азартом человечество увлеклось бегом и марафонами? Это один из способов включиться в игру — соревнование, улучшение результата, коллекционирование мест, где пробежал.
Конкуренция на работе — тоже игра. У кого по каким правилам. Важнее, правда, ради какой цели. Ведь если игра ради пользы — это уже вполне себе работа.

Ради чего же в принципе игра? Чем отличается игра от трудовой деятельности, выполнения обязанностей и соблюдения правил ПДД и прочих других?

Несколько определений:

ИГРА— тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе (Википедия).

ИГРА — активность индивида, направленная на условное моделирование некоей развернутой деятельности. Для человека — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления действий предметных, в предметах науки и культуры.(Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1998 г.)
ИГРА, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (англ. play) — один из видов активности человека и животных. Игра — форма жизнедеятельности молодых животных, возникающая на определенной ступени эволюции животного мира. (Большая психологическая энциклопедия)

Общее в этих определениях то, что целью игры является не результат, а сам процесс игры. Причем в этом процессе могут осваиваться вполне себе серьезные навыки.

Во что играете вы? И играете ли?

Пока есть маленькие дети в доме, многие родители наслаждаются легитимным разрешением играть. Доигрывают недоигранное в детстве и играют заново. Отталкивают детей от новых игрушек, пока не поиграют сами. Или громко доказывают свою правоту в настольных играх.
А если дети выросли, или даже с ними вы не очень-то любили играть, то недоигранным осталось многое.

Практика. Придумайте игру. Можно мысленную, сюжет которой не будет требовать действий, а только позволит наблюдать, как действуют другие. Здорово, если игра будет с действиями — что-то сказать-спросить-переставить.

Если не придумывается своя игра, вспомните, в какую игру вы играли последний раз с кем бы то ни было — и организуйте новый раунд. В шашки, шахматы, карты или «Монополию».

А в какие игры вы играете с самим с собой? Например, игра в изучение английского языка или в похудение-накачивание мышц.

Смотрите, тут какая штука. Если вам нравится сам процесс — это игра. Если вы мучаете себя и заставляете — это нудная тяжелая обязанность, которую вы делаете на пределе силы воли, а, значит, даже достигнув результата, вряд ли захотите продолжать.

Сделайте игру из того, что вы все равно делаете. Найдите способ получать удовольствие от процесса. И тогда не столько важны будут результаты, как отлично проведенное время.

Вопросы о книге (полная версия «Без психолога: самоучитель по бережному обращению с собой» есть на ЛитРес, часть бумажного тиража — у меня), о практических заданиях к главам, о работе психолога и моей в частности — пишите в комментариях и в личных сообщениях.

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(required)

(required)