Апр 192021
 

ОТ АВТОРА: Любое получение достоверной информации требует усилий. Если что-то вам буквально вкладывают в голову, у них, тех кто это подготовил для вас, хорошие маркетологи, и это хорошо продается. Проверьте, почему вдруг так активно вам что-то внедряют. И будете, по крайней мере, равным участником игры, а не слепо летящей на манок птицей.

Частей инструкции будет пять. Структура каждой части: 1) чем может быть полезна психология в этом формате; 2) чем не может помочь такой формат; 3) что помнить во время использования.

Пять форматов применения знаний и умений психолога:

1 Книги, лекции;
2 Разовая консультация, советы специалиста лично вам;
3 Краткосрочная терапия — до 10 встреч;
4 Долгосрочная терапия — полгода, год, больше;
5 Сопровождение психолога в определенные периоды: бизнес, творчество, жизнь.

Итак, КНИГИ, ЛЕКЦИИ.

Чем может быть полезна психология в этом виде.

Информацией. Набором фактов и вариантами трактовок, расшифровкой этих фактов в зависимости от мировоззрения автора книги.

Когда вы сталкиваетесь с явлением, о котором раньше не думали, не встречали, не предполагали, что так бывает, важно найти о нем информацию. В этом книги и лекции полезны. Вместо того, чтобы только удивляться, возмущаться, пугаться или переживать любым иным образом новое и незнакомое наедине с собой, можно пойти и узнать, а что человечество уже видело, изучало на эту тему. То есть состыковать свой личный опыт с опытом других людей.

Тут важно захотеть узнать, что другие люди думают и знают на интересующую вас тему. Выбрать, мнение каких людей вас интересует. В принципе в эру интернета вместо поиска источника информации можно снять свое напряжение неведения простым вопросом в соцсети. Ответов прилетит масса. Другой вопрос, какого качества эти ответы. Готовы ли вы принимать по важной для вас теме ответы неведомых вам людей. Как вы определите, кто из отвечающих действительно справился с похожей ситуацией, а кто будет заражать вас своим негативным опытом «нерешаемой проблемы».

Поэтому логично все же самому искать людей, которые признаны другими людьми профессионалами в нужной вам теме, которые посвятили изучению ее, этой темы, годы своей жизни. И еще некоторое время потратили на то, чтобы полученное знание упаковать в книгу, в лекцию, вынести на суд редакторов и читателей.

Потратив усилия на то, чтобы выбрать, чье мнение вы готовы прочесть, услышать в лекции, выберите не одного, а нескольких специалистов сразу. Потому что каждый человек создает свою версию реальности. Вряд ли вы бы хотели свою единичную версию заменить на чью-то единичную версию. Поэтому по любой теме хорошо бы находить не менее двух мнений помимо собственного. Это будет называться — изучить тему.

А уже после того, как вы получили информацию, решать, что в этой информации для вас убедительно, а что не очень. Перепроверить то, что не очень.

И….сформулировать собственное мнение с учетом всего узнанного. Возможно, пересмотреть свое мнение, когда проверка реальностью покажет, что что-то идет не так.

Одно дело — читать о том, как труден подростковый возраст. И подростку, и его родителям. Совсем другое дело, когда ваш, еще вчера ласковый и дружелюбный ребенок, вдруг превращается в колючего ежа, к которому не знаешь, с какой стороны подступиться. Вот тут я перейду ко второй части рассказа об этом виде применения психологии.

Чем не может помочь этот вид:

Сама по себе информация редко меняет поведение. Узнав о том, что полезно делать зарядку каждый день, лишь небольшой процент читателей начинает ее делать. Но хотя бы усилие в эту сторону сделать можно. И готовые комплексы упражнений тоже существуют.

Еще реже информация меняет эмоциональные реакции. Если узнать, что тот самый подросток в собственном доме грубит, потому что у него гормональные бури, то обида, злость и страх, что разрушатся отношения, не отменятся. Разрушение, а точнее изменение, станет немного легче объяснять, но не переносить.

Абсолютной истины не существует. Любой написанный человеком текст несет на себе отпечаток личности автора. Как узнать, утверждение автора вызывает у вас восторг и облегчение, потому что, наконец, вы нашли истинную причину происходящего, или потому что автор «угадал» ваш собственный ход мыслей? А, например, другое утверждение автора кажется вам ложным, напыщенным или глупым, потому что автор не прав, или потому что именно эта часть проблемы так неприятна вам самому, что ни за что не хочется принимать существующие факты?

Психика настолько сильно защищается от того, что толкает ее к изменениям, что может вычеркнуть неугодную информацию из памяти человека вообще. В моем опыте был реальный человек, который отрицал информацию из лекции, которую мы оба слушали одновременно. И только его собственный конспект, в котором его почерком в его тетради были записаны столь отрицаемые им факты, позволил ему заметить, что он вытеснил из памяти. Ему было непросто пережить этот факт. Открывать глаза иногда очень непросто.

Что нужно помнить во время использования книг и лекций по психологии:

Важно иметь в виду, что любой источник информации стоит проверить. Что в каждом высказанном знании есть личность автора. Что прежде чем доверять кому-то, надо представлять, на каком опыте построены выводы. Что несколько мнений всегда лучше одного — это хорошая профилактика создания кумира. Что неофитство — состояние юного ученика, только что обнаружившего истину — чревато однобокостью, и, если вам какая-то из теорий нравится как единственная верная, стоит к этому относиться с осторожностью и позволить опыту проверить ее достоверность.

Любое получение достоверной информации требует усилий. Если что-то вам буквально вкладывают в голову, у них, тех кто это подготовил для вас, хорошие маркетологи, и это хорошо продается. Проверьте, почему вдруг так активно вам что-то внедряют. И будете, по крайней мере, равным участником игры, а не слепо летящей на манок птицей.

Вопросы о книге (полная версия «Без психолога: самоучитель по бережному обращению с собой» есть на ЛитРес, часть бумажного тиража — у меня), о практических заданиях к главам, о работе психолога и моей в частности — пишите в комментариях и в личных сообщениях.

Иллюстрации Кира Каширина.

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(required)

(required)