Ноя 032020
 

ОТ АВТОРА: Авторство — это признание своей роли в том, что происходит с собой. Не вины — про вину мы уже говорили, она помеха, всегда. Признание роли. Если автор вы, то у вас и холст, и краски с кисточками, и растворитель, если что-то надо поправить.

«А я не просил ничего для меня делать»
«Любовь пришла /ушла внезапно»
«Дружба распалась»
«С работой не складывается»

Наша речь, как правило, отражает то, как мы расставляем акценты и кого/что считаем причиной происходящего. Приятные и неприятные явления мы называем словами так, что выбираем себе либо роль автора, либо роль человека, зависимого от внешней воли или обстоятельств.

Как будто кто-то извне отмеряет нам любовь, дружбу, благодарность или благополучие. Ссыпает в кулечек как семечки, и мы лузгаем их, пока не закончатся, или не испортятся. Когда заканчиваются или портятся, мы со слезами выбрасываем кулечек и ждем следующего.

Так тоже можно – относиться к важному в своей жизни, как к насыпанному кем-то кулечку с семечками. Но основное время жизни пройдет в ожидании. Потому что доставка или будет задерживаться, или доставят что-то не то, или мало. Пока я сижу и жду, что извне придет то, что мне хочется испытывать внутри, я жертва.

В том, чтобы быть жертвой, есть много плюсов.

Во-первых, вы не отвечаете за происходящее. Ну вот не пришла любовь в вашу жизнь — что тут поделаешь, судьба такая. Или ушла любовь из вашей жизни — что тут поделаешь, не любите вы теперь того, кого любили, можно ждать любовь новую, вдруг еще в кулечек насыплют.

Во-вторых, вы страдалец или страдалица. Стойко терпите обстоятельства и непонимание людей. Какой-такой смысл жизни, призвание или стремление? Тут бы выстоять.

В-третьих, можно расслабиться, ибо везение или невезение — не в вашей власти. Ни родственников выбрать, ни специальность, ни окружение. Все оно как-то само.

Можно по-другому. Можно использовать при описании желаемого и происходящего не существительные «любовь, удача, благодарность, дружба» и т.п., которые свалились на голову или нет, а глаголы «я сделал/а или нет, полюбил/а или нет, подружился/лась или нет, использовал/а возможность или упустил/а». Например, когда человек что-то сделал для меня, я могу прислушаться, испытываю ли в ответ благодарность или нет, и я ждала чего-то большего или не того. Если так прислушиваться, то точно найдется, чем остаться недовольной. А вот если благодарить (глагол!) за то, что для меня сделали – хорошего в мире прибавится.

Не принюхиваться, есть еще любовь или нет, испортилась или закончилась. А … любить — действиями проявлять ту самую любовь, которую сам же и создаешь. Становиться источником действий, а эмоции подтянутся. Да, возможно это будет не сумасшествие первой летней любви в шестнадцатилетнем возрасте, иссохшей ручейком после того, как гормоны схлынули, или вы переключились на новый объект. Это будет полноводная, вами созданная река действий и событий, в которой хватит места и для путешествия, и для спокойного привала, и для пережидания непогоды на отмели.

Не жаловаться, что прежняя дружба стала тесновата в плечах и рвется по швам. А … создавать поводы дружить. С этим же человеком, если с его стороны есть желание дружить. Или с другими, которые пока не знают о вашем желании дружить.

Не мучиться годами, что работодатель жаден, глуп или пристрастен. А учиться своей профессии не останавливаясь и выбирать работодателя. Да, совершенного не существует. Но это не повод не выбирать вообще. На какое-то время, в самых важных для вас пунктах работы реализации себя в профессии можно найти работодателя, у которого вы сложите «с работой» все так, как вам надо.

Авторство — это признание своей роли в том, что происходит с собой. Не вины — про вину мы уже говорили, она помеха, всегда. Признание роли. Если автор вы, то у вас и холст, и краски с кисточками, и растворитель, если что-то надо поправить. В этом есть и страх чистого листа в начале любого нового этапа, и восторг предвкушения, и страдание от несовпадения образа и реальности, и наслаждение от созданного.

Практика. Опишите самые важные для вас сферы вашей жизни сейчас. Письменно, на бумаге. А теперь посмотрите, как вы строите фразы при описании. Кто действующее лицо в ваших предложениях. Что используете для описания — существительные или глаголы.

Как же мне жаль, что нет возможности обсудить с вами то, что получается. Мучительно, потому что, во-первых, любопытство. Во-вторых, есть желание узнать, как именно предложенная практика сработает у каждого отдельного читателя.

Вопросы о книге (полная версия «Без психолога: самоучитель по бережному обращению с собой» есть на ЛитРес, часть бумажного тиража — у меня), о практических заданиях к главам, о работе психолога и моей в частности — пишите в комментариях и в личных сообщениях.

Иллюстрации Кира Каширина.

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(required)

(required)