Фев 222021
 

ОТ АВТОРА: Какие «надо» вы выбираете для себя сейчас — лично ваши, вам нужные «надо». Как балансируете между свободой отменить любые «надо» и свободой выбрать, в чем себя заставить напрячься?

Дороги дисциплины такие разные. Начинается все с банально-школьного «есть такое слово — надо». Или детсадовского? Или родительского?
И куда денешься, приходится соответствовать. Причем поначалу очень важно, чтобы твое стремление соответствовать заметили, оценили и признали. А сказавшие часто принимают твои усилия для «надо» как должное и просто … не замечают.

Или сравнивают тебя с другими, которые делают «надо» круче, ярче, масштабнее и так далее. И не важно им, что у других другие стартовые условия, дороги к этому результату или обстоятельства жизни, что прочитанное на открытом уроке тобой стихотворение ты выучил сам, а не мама и папа, профессиональные актеры, помогали срежиссировать. Что нарисованная тобой собака, с падающей от нее по всем правилам, как тебе кажется, тенью, нарисована лично тобой, без помощи бабушки, подсказавшей, с какой книжки можно срисовать домашнее задание по рисованию. Что решенная задача — продукт твоего ума, пробивающегося сквозь непонятности математики самостоятельно, а не вслед шуточным соревнованиям с отцом-физиком в выходные.

И так далее, и тому подобное. Почти каждый человек может вспомнить из своего опыта сюжет, когда пресловутое «надо» было проглочено извне, вы себя им заставляли в чем-то, а результатом в лучшем случае стало внешнее достижение (приз, грамота, цвет медали или диплома), но не внутреннее чувство удовлетворения. А радость, как от снятых тесных башмаков, появлялась лишь избавлением от «надо».

По мере набирания веса собственной значимости, которую иногда ошибочно называют взрослением, человек частично избавляется от тех, кто требует выполнения «надо». И получает свободу отменить обязательность того, что надо.

Если взрослеющий человек не погибает под чувством вины из-за нарушения чужих правил, он/а даже умудряется начать получать удовольствие от некоторых процессов, а не только результата. Счастливы те, кто научились этому раньше — удовольствие, наслаждение, радость от того, что делаешь, это практически волшебные батарейки для всего желанного, задуманного и даже необходимого.

Другие застревают. Из чувства вины возвращаются к клетке «надо». Или, вырвавшись из этой клетки, застревают в свободе разрушать себя и свою жизнь — есть, пить, дурить без ограничений, отбиваясь от призывов к умеренности объяснениями, что долго страдали от жесткого «надо» в прошлом.

Где же баланс? Как водится, у каждого он в чем-то своем.

А как же свобода? Свобода в возможности выбирать — и свое собственное «надо», и свой собственный разгул или отказ от него, и меру того и другого.
Не обойтись без умения наслаждаться тем, что есть, не обойтись без умения выбрать, в чем вы станете практиковать дисциплину. Застревание в той или иной крайности отключает способность чувствовать нюансы. Загруженный ощущением «надо» человек не знает, что такое наслаждение. Но точно так же слишком больной «свободой» человек этого не знает.

Чувствительность теряется и в том, и в другом случае.

Практика. Какие «надо» еще живут в вас, не вами выбранные? Может, стоит их записать и посмотреть на них со стороны. Может они уже лишние, и в них нет того смысла, который был, когда вы их проглатывали и принимали за обязательные?

Как вы наслаждаетесь? Чем? Что из ваших наслаждений вы любите больше всего. И связано ли оно с вашей свободой что-то делать или с чем-то другим?

Какие «надо» вы выбираете для себя сейчас — лично ваши, вам нужные надо. Как балансируете между свободой отменить любые «надо» и свободой выбрать, в чем себя напрячь?

Как вам эти качели? Может самое время в них что-то заново увидеть, что-то поменять, чему-то придать легитимность и признать это.

Вопросы о книге (полная версия «Без психолога: самоучитель по бережному обращению с собой» есть на ЛитРес, часть бумажного тиража — у меня), о практических заданиях к главам, о работе психолога и моей в частности — пишите в комментариях и в личных сообщениях.

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(required)

(required)