«Если за три встречи я не помог паре, то значит не я им помогу,» — сказал более 20 лет назад приехавший провести мастер класс психолог. К сожалению, я не запомнила его имени. Но сформулированное им правило — запомнила на всю жизнь.
Конечно, есть разные способы работы с парой. Как есть разные формы работы с отдельным человеком. Напомню:
- разовая консультация, когда психолог выступает в роли носителя знаний, информации, и делится ею с клиентом
- краткосрочная терапия — 5-10 встреч, во время которых идет работа над локально сформулированной проблемой
- долгосрочная терапия — от 10 встреч и более, когда исследование себя включает не только информацию, но переживания, построение отношений, анализ, как человек реагирует на события своей жизни, как относится к тому, как реагирует, пробу новых способов взаимодействия с собой и миром.
При работе с парой выстраивание долгосрочных отношений с психологом явление немного странное, потому что в этом случае они не служат моделью отношений из реальной жизни.
Психолог не может, да и не должен, стать частью отношений в паре. Он — постороннее явление. И если есть потребность в изучении способов построения отношений в паре, то речь может идти о двух отдельных терапиях — одного и второго участника пары. И уже в результате индивидуальной терапии каждого из участников пары — изменение отношений внутри пары. Предсказать, как именно будут меняться отношений внутри — невозможно. Но это отдельная тема.
Работа с парой, когда присутствуют оба, дает возможность посмотреть друг на друга иными глазами. За три встречи клиентам предлагается ответить на такие очевидные, но никогда не заданные вопросы:
- Что в вас больше всего ценит ваш партнер?
- Что он/а считает вашими сильными сторонами?
- Что для вашего партнера семья или отношения в вашей паре?
- Как ваш партнер видит ваше совместное будущее?
И так далее.
Как вы понимаете, первая реакция на подобные вопросы: спросите у него, у нее. И в этот момент присутствие психолога становится необходимо.
Что делает психолог на трех встречах для работы с парой:
- Создает комфортное пространство общения. Настолько, насколько это возможно для данной пары.
- Обеспечивает безопасность участников, договариваясь с ними в самом начале встречи о правилах общения в терапии. Ограничение количества встреч с самого начала работы также создает безопасность — никто не покушается на внедрение в события жизни пары, и есть точная формула завершения работы.
- Конструирует условия разговора — в частности вопросами — которые выводят пару из привычной рутины взаимодействия. И это позволяет увидеть партнера по-новому.
- Работает переводчиком языка друг друга, ради одной единственной цели — чтобы сказанное одним могло быть понято другим. Согласие не обеспечить, но возможность быть услышанным — можно.
- Перед окончанием встречи организует обобщение полученного за сессию опыта — помогает словами назвать то новое, что за время встречи было обнаружено.
Вот, собственно, и все. Психолог не становится частью этой пары. За три встречи это невозможно. Психолог остается внешним инструментом достижения поставленной парой цели работы.
И если за три встречи психолог паре не помог, то, возможно, поможет кто-то другой. Остаюсь приверженной этой формуле.