Есть разные точки зрения о том, куда девается ребенок, когда человек вырастает. Ну вот тот самый ребенок, который любил конфеты, играть в прятки и дедушку. Некоторые направления наук о человеке почему-то считают, что ребенок заканчивается, исчезает во взрослого, и с ним надо обращаться как со взрослым с момента… вот тут показания путаются. То ли с паспортного возраста 18 лет, то ли с некоего представления об окончательном взрослении (а у кого-то оно не наступает и в 40). Странно это для меня.
Мне ближе теории, которые описывают человека, как совмещающего в себе все проживаемое. Когда на каждом этапе к предыдущему добавляется новое, творчески встраивается и реорганизует всю систему. Но не вычеркивает предыдущие этапы.
А это значит, что тот ребенок, который конфеты-прятки-дедушка никуда не делся. Живет себе внутри большого ответственного взрослого, научился не мешать по большей части. Но время от времени скучает.
Потому что основная деятельность ребенка — игра. А многие ли из нас оставили игре место в своей жизни?
Вас не удивляет, с каким азартом человечество увлеклось бегом и марафонами? Это один из способов включиться в игру — соревнование, улучшение результата, коллекционирование мест, где пробежал.
Конкуренция на работе — тоже игра. У кого по каким правилам. Важнее правда — ради какой цели. Ведь если игра ради пользы — это уже вполне себе работа.
Ради чего же в принципе игра? Чем отличается игра от трудовой деятельности, выполнения обязанностей и соблюдения правил ПДД и прочих других?
Несколько определений:
Игра́ — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе.
ИГРА — активность индивида, направленная на условное моделирование некоей развернутой деятельности. Для человека — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления действий предметных, в предметах науки и культуры.
ИГРА, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (англ. play) — один из видов активности человека и животных. Игра — форма жизнедеятельности молодых животных, возникающая на определенной ступени эволюции животного мира.
Общее в этих определениях — цель игры не результат, а сам процесс игры. Причем в этом процессе могут осваиваться вполне себе серьезные навыки.
Во что играешь ты? И играешь ли?
Пока есть маленькие дети в доме, многие родители наслаждаются легитимным разрешением играть. Доигрывают и играют заново. Отталкивают детей от новых игрушек. Или громко доказывают свою правоту в настольных играх.
А если дети выросли или даже с ними ты не очень-то любил/а играть, потому что… Потому что.
Практика. Придумай игру. Можно мысленную — сюжет, который не будет требовать действий, а только позволит наблюдать, как действуют другие. Здорово, если игра будет с действиями — что-то сказать-спросить-переставить.
Если не придумывается своя игра, вспомни, в какую игру ты играл последний раз с кем бы то ни было — и организуй новый раунд. В шашки, шахматы, карты или монополию.
А в какие игры ты играешь с самим с собой? Про изучение английского языка или похудение-накачивание мышц. Смотри тут какая штука. Если тебе нравится сам процесс — это игра. Если ты мучаешь себя и заставляешь — это нудная тяжелая обязанность, которую ты делаешь на силе воли, а значит даже достигнув результата, вряд ли захочешь продолжать.
Сделай игру из того, что ты все равно делаешь. Найди способ получать удовольствие от процесса. И тогда не так важны будут результаты, как отлично проведенное время.